«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!»
«Фауст, трагедия» Иоганн Вольфганг Гете.
Свобода, Равенство, Братство – знаменитый девиз и триумф просвещённого гуманизма на руинах французской монархии. Великая гуманистическая идея, когда все (почти все) граждане вне зависимости от сословного положения обладают одинаковыми правами и равны перед законом, что и определяет их как нацию. Конечно Égalité в первую очередь означало равенство политическое, что отражено в п.6 Декларации прав человека и гражданина 1789 года:
«Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями».
Великие слова, незабвенный памятник человеческой мысли и прогрессу на заре эпохи модерна. Свободная воля граждан, опосредующая политическим участием личный интерес образованного человека, конкурирующая с волей иных граждан создадут справедливое общество учитывающее интересы всей нации на благо народа. Прекрасная утопия разбившаяся о суровую реальность якобинского террора и 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Вдруг выяснилось, что свободная воля не терпит иную, а взгляды образованных людей диаметрально противоположны, хотя казалось бы общие принципы просвещения должны их унифицировать. Но семена прогресса не задушит никакая реакция. Политическое равенство на правах дитя просвещения и союзника модерна устояло в его упорной борьбе с традиционным обществом, сумев за годы борьбы возмужать и обнять самые широкие слои общества. Великие борцы за равенство , с цитатой из поэмы Гете на устах, бились за права для всех, как будто не понимая что высказывание доктора Фауста о том кто достоин жизни и свободы, относится только к индивиду, а не к массе.
И сейчас мы живем с наследием этого политического равенства, принимаемого нами как данность. Но люди не равны, аксиома подтвержденная жизненным опытом. Внутри любой группы или сообщества фактически наблюдается естественное интеллектуальное и физическое неравенство. И хотя Égalité из знаменитого девиза и означало только политическое равенство, стоит задуматься, а насколько столь прогрессивная для своего времени идея актуальна сейчас, в эпоху «массового человека»?
Равенство всегда лежало в руках богини Астреи, а следовательно мы вторгаемся на поле этики, со всеми её проблемами и сложностями. Меритократическая этика это тот редкий момент истины, когда не доказательства, а внутренняя вера определяет отношение к предмету, ибо там, где господствует нравственность и мораль логика отступает. Право на жизнь, счастье, труд, свободу, отдых, достойную оплату труда и любые социальные права бесспорно и справедливо принадлежат всем. Правоспособность никто не может и не смеет ограничивать, но политическая дееспособность, то есть способность своими действиями осуществлять политические права и нести обязанности, не должна раздаваться даром без встречного удовлетворения, так как нет в этом справедливости. Люди по факту не должны быть равны политически. Право на власть нужно заслужить. Власть достойных буквально и означает, что власть (политические права) принадлежит только достойным. Истинная справедливость признает политическое равенство только в потенциале, а меритократическая этика утверждает политическое неравенство как основу социальной справедливости.